Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Для всех детей солнце светит одинаково!

Как удивительно точно подмечено в одном из телевизионных рекламных роликов (иногда и от рекламы бывает не только выгода, но и польза!), есть дети, которые любят манную кашу, а есть
Как удивительно точно подмечено в одном из телевизионных рекламных роликов (иногда и от рекламы бывает не только выгода, но и польза!), есть дети, которые любят манную кашу, а есть те, которым она не нравится. Но все равно, вне зависимости от гастрономических пристрастий, каждый из них – просто РЕБЕНОК и поэтому мы не должны делить малышей на ДЕТЕЙ и ИНВАЛИДОВ, ведь для всех них – и больных, и здоровых - солнце светит с небес абсолютно одинаково! Учиться и развиваться на равных должны все дети Хабаровска. Для этого в городе реализуется программа «Доступная среда».
Почти две недели минуло с того дня, как школьники краевого центра сели за парты. С прошлого года, когда в дальневосточной столице началась реализация федеральной программы «Доступная среда», рассчитанной на 5 лет,  ученические места рядом с ребятишками, не имеющими проблем со здоровьем, заняли дети-инвалиды и школьники с особыми образовательными возможностями. По мнению педагогов, российская образовательная система сделала в своем развитии важнейший шаг, начав строить систему обучения согласно принципам инклюзивного образования. (Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. Include - заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает равную доступность образования для всех детей, приспосабливаясь к их нуждам, что обеспечивает возможность обучаться для ребят с особыми потребностями. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).Как отметили в управлении образования городской администрации, сегодня в 182 образовательных учреждениях города обучаются 7562 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе – 758 детей-инвалидов. Для обеспечения полноценной реализации их права на качественное образование на базе 4 школ созданы классы интегрированного образования, открыт 101 класс для 1228 детей с ограниченными возможностями. Во всех школах города более чем для 500 детей с ограниченными возможностями организовано индивидуальное обучение на дому. В 2012 – 2013 учебном году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» 64 ребенка-инвалида с 1 по 11 класс проходят обучение дистанционно.  В минувшем году в рамках реализации федеральной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» на федеральные и краевые средства (в общей сложности – 22 миллиона рублей) в Хабаровске были отремонтированы10 общеобразовательных учебных заведений. Их оборудовали пандусами, дорожками, расширенными дверными проемами для того, чтобы можно было заехать на коляске, поручнями на всех стенах и лестницах, специально обустроенными для детей-инвалидов санузлами и гардеробными, сенсорными комнатами. Также на деньги, предусмотренные программой, закуплены 2 специализированных автомобиля, приспособленных для проезда в каждом из них шести учеников с ограниченными возможностями здоровья. Такой спецтранспорт дает возможность детям-инвалидам активно участвовать в общественной жизни. В этом году планируется продолжить приобретение таких транспортных средств и закрепление их за общеобразовательными учреждениями во всех округах дальневосточной столицы.«Главная задача программы «Доступная среда» и нашей работы - сделать так, чтобы дети с ограниченным возможностями и ребята-инвалиды, находясь в школе, могли хотя бы на время забыть о своих недугах и чувствовать себя свободно, на равных с одноклассниками, не имеющими проблем со здоровьем», - говорит директор муниципального казенного учреждения «Дирекция по содержанию основных фондов отрасли образования» управления образования администрации города Хабаровска Владимир Гнетнев, непосредственно занимающийся обустройством хабаровских школ в рамках федеральной программы. И обходится это недешево. Так, по данным Гнетнева, только для того, чтобы оборудовать одну сенсорную комнату, необходимо затратить порядка 800 тысяч рублей. Стоит отметить, что разработка этой во всех смыслах замечательной развивающей и релаксационной комнаты принадлежит российским специалистам из Санкт-Петербурга и Москвы. Большую помощь при определении комплектации оборудования для сенсорных комнат и адаптации школ для обучения в них детей, имеющих проблемы со здоровьем, оказали хабаровские общества инвалидов, которые дали массу ценных советов и рекомендаций. Все они были учтены и применены на практике. В десятку школ, оборудованных согласно программе «Доступная среда», в прошлом году вошли: гимназия №3, школы 3 и «Открытие», а также ряд других. В их числе и средняя общеобразовательная школа № 51 имени Михаила Захаровича Петрицы, расположенная в Северном округе Хабаровска на улице Тихоокеанской, 115. Как отметила директор школы Ирина Белова, на сегодняшний день в стенах этой школы обучаются 464 ребенка, 56 из которых имеют ограниченные возможности здоровья. Семеро из них – инвалиды в тяжелой форме, а большинство из более чем полусотни детей, имеют отклонения в психическом развитии (ЗПР), обучаются по индивидуальным программам и посещают коррекционные классы. Школа оборудована пандусом и многочисленными поручнями, которые установлены для детей с дефектом зрения и опорно-двигательного аппарата по всем возможным маршрутам их передвижения. Такими же поручнями наделен и санузел. Это оборудование крайне полезно не только для детей, но и для родителей, имеющих инвалидность, которым до этого времени было трудно посещать школу. Теперь им будет гораздо проще участвовать в родительских собраниях и интересоваться школьными делами своих чад. 
Для всех детей солнце светит одинаково!


Для всех детей солнце светит одинаково!


Для всех детей солнце светит одинаково!


Для всех детей солнце светит одинаково!


Для всех детей солнце светит одинаково!


Для детей-инвалидов в школе хранятся дополнительные комплекты учебников – чтобы не нужно было приносить их с собой. В столовой есть отдельное меню для детей с сахарным диабетом. Но особо хочется рассказать о сенсорной комнате. В первую половину дня (школа учится в одну смену) в ней с ребятами работает педагог-валиолог (говоря попросту, «учитель по основам здорового образа жизни»). Релаксация, развивающие и обучающие игры, массаж, физическая нагрузка – все это ребята получают на занятиях в этой замечательной комнате. Сухой бассейн и грозовая туча – прекрасно снимают напряжение. Даже взрослому будет интересно посидеть в потоке «дождинок», меняющих цвет! Наблюдение за игрой цветов позволяет на время отключиться от внешнего мира и погрузиться в созерцание чего-то прекрасного и расслабляющего. Умиротворенному состоянию духа способствует и релаксационная музыка,  звучащая во время таких сеансов. 
Для всех детей солнце светит одинаково!


Для всех детей солнце светит одинаково!


Сидя под цветными струями тучи, можно еще понаблюдать за веселыми световыми зайчиками зеркального шара, полюбоваться игрой рыбок в затейливых зеркалах за аквариумом. 
Для всех детей солнце светит одинаково!

Для всех детей солнце светит одинаково!


Не обязательно задерживаться под тучей: свою порцию релакса можно получить, расположившись на удобных креслах-мешках или лежанках, одна из которых (зеленая) специально адаптирована для комфортного отдыха детей с проблемами опорно-двигательного аппарата и снабжена жесткими подушками, которые можно подложить под ноги, руки и голову ребенка, длительное время находящегося в инвалидном кресле. 
Для всех детей солнце светит одинаково!


А можно насладиться и массажным креслом, которое бережно разомнет абсолютно все участки тела, при этом не только расслабит, но и оздоровит.

Для всех детей солнце светит одинаково!


Все эти приспособления вкупе весьма способствуют релаксации, снятию гиперактивности и повышенной возбудимости у ребят, приведению в равновесие как нервной системы, так и опорно-двигательного аппарата. Для укрепления здоровья, улучшения общего физического состояния и координации движений в комнате имеются шведская стенка и специальные дорожки, на которых ребята с удовольствием выполняют различные упражнения в игровой форме. 
Для всех детей солнце светит одинаково!
Для всех детей солнце светит одинаково!


Развивать фантазию, творческие способности и мелкую моторику помогает специальный «песочный мольберт», на котором можно рисовать пальцами все, что угодно, при этом картинки буду еще и менять цвета!

Для всех детей солнце светит одинаково!


Для всех детей солнце светит одинаково!


Но наиболее полезна сенсорная комната для ребят из коррекционных классов – учеников с отставанием в психическом развитии. «Ошибка многих учителей при работе с такими детьми заключается в том, что основные усилия они направляют на обучении их чтению, письму, счету на равнее с их более развитыми сверстниками, то есть пытаются модифицировать их «высшую психическую сферу» развития. Но главная проблема таких ребят в том, что в них не была развита «низшая сфера» - основа: тактильная, зрительная, слуховая. Если эта основа недостаточно прочна, то дальнейшее обучение малоэффективно. Все оборудование сенсорной комнаты и направлено на развитее тактильной, зрительной и слуховой сферы, но в комфортных для ребенка условиях своевременной релаксации», - рассказывает Ирина Белова.
Помимо сенсорной комнаты в арсенале школьного психолога имеется  набор германской фирмы «Pertra» с различными приспособлениями для развития мелкой моторики, логики и прочих необходимых для дальнейшего интеллектуального роста навыков. 
Для всех детей солнце светит одинаково!


Для всех детей солнце светит одинаково!


Для всех детей солнце светит одинаково!


Для всех детей солнце светит одинаково!


Для всех детей солнце светит одинаково!


Приспособления и тренажеры из набора «Pertra» развивают не только мелкую моторику, но и вырабатывает в детях усидчивость, умение сосредотачиваться, повышают выдержку, снижают возбудимость и агрессию.
«В нашей школе ребят с «ЗПР» обучается довольно много: из более чем шести десятков первоклассников в этом году 14 подпадают под эту категорию. С набором «Pertra» в школе работают уже второй год, а в прошлом году к нему подключили сенсорную комнату. Методику опробовали на 4 классе для детей с «ЗПР». Она оказалась настолько эффективной, что к концу года комиссия, экзаменовавшая ребят, приняла решение о переводе их в обычный пятый класс – они полностью догнали в развитии своих ровесников. В прошлом году и 13 девятиклассников с таким же диагнозом окончили  школу абсолютно здоровыми и развитыми детьми. В старших классах они теперь учится уже не по отдельной программе, а вместе с остальными сверстниками», - говорит Ирина Белова.Помимо сенсорной комнаты и «Pertra» в школе имеются интерактивны доски для детей «ЗПР», ведь у них сильнее развито образное восприятие. Демонстрация не надписей, а различных рисунков на таких досках значительно облегчает процесс обучения и запоминания у таких детей. Но и на этом школа №51 решила не останавливаться. По словам директора, уже заключено соглашение с хабаровским конным клубом «Мустанг», в котором для 12 учеников школы, нуждающихся в таком виде психологической помощи,  будут проводиться еженедельные сеансы иппотерапии (иппотерапия (от греч. Hippo - лошадь) - лечение с помощью лошади, при котором с больными занимается иппотерапевт или специально обученный инструктор по лечебной верховой езде (ЛВЕ). Этот метод вспомогательного лечения эффективен в разной степени для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и некоторыми ментальными нарушениями). В ближайшем будущем планируется задействовать и возможности канестеррапии (канистерапия (лат. Canis — собака и греч.θεραπεα [therapeia] — лечение, оздоровление) - один из видов лечения и реабилитации человека при помощи обычных или специально отобранных и обученных собак под наблюдением квалифицированных специалистов канистерапевтов. Канистерапия часто используется как психотерапевтическая  методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики. Также метод хорош для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития). С прошлого года наравне со школой № 51 работают еще 9 хабаровских школ, оборудованных по программе «Доступная среда». В году текущем, продолжая реализацию вышеуказанной государственной программы, 22 хабаровские школы будут оборудованы для безбарьерного доступа в них детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Работы будут вестись в школах №№ 1 и 2 поселка Березовка, 77, 87, 83, 44, школах «Вектор» и «Успех» и ряде других. На эти цели будет затрачено около 58 миллионов рублей. К 2015 году, когда программа «Доступная среда» завершится, планируется сделать все школы дальневосточной столицы одинаково комфортными для обучения ребят с разным состоянием здоровья.

Также по теме:
Хабаровские блоги и интернет-журнал событий, онлайн-дневник города.