Сайт ХабаровскаХабаровск Поиск
Дзержинск Дзержинск, в Нижегородской области, областного подчинения, центр Володарского района, в 25 км к западу от Нижнего Новгорода. Расположен в Мещере. Пристань на левом берегу Оки. Железнодорожная станция на линии Москва – Нижний Новгород. Население 286,6 тыс. человек (1992; 164 тыс. в 1959; 221 тыс. в 1970; 257 тыс. в 1979). Возник как рабочий поселок в связи со строительством крупных химических предприятий в селе Растяпино в годы довоенных пятилеток, с 1929 – называется Д.Город – с 1930. Современный Дзержинск – один из центров химической промышленности Поволжья (ПО «Корунд», «Заря», «Синтез», «Капролактам», «Оргстекло», «Пластик» и др.). Предприятия машиностроительной (НПО «Дзержинскхиммаш», завод имени Я.М. Свердлова), пищевой и легкой (ПО пеньково-джутовых крученых изделий, с 1875) промышленности; производство стройматериалов (ПО «Авангард», завод силикатного кирпича). Филиал Нижегородского технического университета. Многочисленные НИИ и проектные институты по разработке химических технологий. Театры: драматический, кукольный. Краеведческий музей (археологические, этнографические и нумизматические коллекции, изобразительное искусство). Памятники: Ф.Э. Дзержинскому (1948, скульптор С.Д. Меркуров, архитектор А.Ф. Кусакин); В.В. Маяковскому (1987, скульптор А.С. Анисимов, архитектор В.В. Воронков).
  • 09 мая, 12:05
Дербент Дербент, районный центр в Дагестане, в 121 км к юго-востоку от Махачкалы. Расположен на берегу Каспийского моря, на отрогах Табасаранских гор Большого Кавказа. Территория Дербента замыкает собой узкую береговую полосу, известную под названием Дербентского прохода или Каспийских ворот. Морской порт. Железнодорожная станция на линии Махачкала – Баку. Автомобильная магистраль (Ростов-на-Дону – Баку). Население 82,0 тыс. человек (1992; 14,6 тыс. в 1897; 23,1 тыс. в 1926; 34 тыс. в 1939; 47 тыс. в 1957; 67,4 тыс. в 1979). Каспийские ворота были издавна известны как единственный удобный естественный путь для прохода из степей Северного Кавказа в Закавказье и на Ближний Восток. Стратегическое значение этого места на стыке дорог, проложенных вдоль моря и уводящих в горы, на протяжении многих веков делало его объектом захватнических устремлений скифов, гуннов, хазар, персов, арабов и турок. Дербент (по-персидски Дар-банд – узел ворот) был основан по повелению иранского царя Иездигерда II из династии Сасанидов (правил в 435-457) как город-крепость на северной границе персидских владений. Постройка Дербента свела на нет значение существовавшего немного южнее него древнего города Кавказской Албании, называемого в армянских хрониках Чора или Джора, в византийских хрониках – Тзор, Тзур или Цур. Название древнеалбанского города в некоторых языках дагестанских горцев закрепилось за Дербентом. Лакцы до сих пор называют Дербент именем Чуруль, а даргинцы – Чулли. Арабы называли Дербент Баб-ал-Абваб – ворота ворот, татаро-монголы и турки – Темир-Капи – железные ворота, грузины – Дэгвис-Кари – морские ворота, русские – Дербень, или Железные врата. Первоначально стены Дербента были глинобитными. В 567, во время правления сасанидского царя Хосрова I Ануширвана, началось возведение каменных оборонительных стен, часть которых и в наши дни ограничивает город с севера и юга. Строительство велось по этапам: сначала цитадель и северная стена города, затем южная стена (обе стены были расположены параллельно друг другу, на западе примыкали к цитадели, а на востоке на значительное расстояние от берега уходили в море, образуя гавань), позднее – Горная стена (Даг-бары; к западу от цитадели; имела длину свыше 40 км) – сложная система оборонит, сооружений, призванная предотвратить обход крепости по горным долинам и перевалам. В VI в. была сооружена и первая поперечная стена, отделявшая обживаемую часть Дербента у цитадели от незаселенной приморской. В VI-VII вв. Дербент – не только важный опорный пункт в борьбе с кочевниками, но и значительный культурный центр Кавказа. В 630-х гг., воспользовавшись ослаблением сасанидского Ирана из-за войны с Византией, Дербент захватили хазары. В 652 у стен города появились арабы. С включением Дербента в состав Арабского халифата в городе строятся мечети (в том числе соборная Джума-мечеть), большая часть его жителей обращается в ислам. В VIII в. при полководце Масламе бен Абд-ал-Мелике Дербент стал крупным военно-политическим центром Кавказа, в котором находилась резиденция наместника халифа. В VIII-X вв., Дербент – центр морской торговли, главный порт на Каспии. В X в., с распадом Арабского халифата, Дербент становится центром независимого эмирата. В 1071 город захватили турки-сельджуки. В XIII в. Дербент, завоеванный монголами, приходит в упадок. В XVI – начале XVIII вв. Дербент входил в состав Персии; в начале XVII в. сефевидский правитель шах Аббас приложил усилия к восстановлению укреплений и порта, превращению города в оплот Сефевидов на Восточном и Северном Кавказе. В 1722 Дербент присоединен к России в результате Персидского похода Петра I (население Дербента во главе с местным наибом и мусульманским духовенством торжественно встречало русского императора). В 1735 по Гянджинскому договору Дербент вновь отошел к Ирану. С 1743 – центр Дербентского ханства, резиденция Надир-шаха. В 1796 занят русскими войсками, в 1813 по Гюлистанскому мирному договору окончательно присоединен к России. По генеральному плану 1824 началась активная застройка нижней, приморской части города (Дубары): была снесена поперечная стена (на ее месте создана городская площадь), разбиты регулярные кварталы с прямыми широкими улицами. С 1840 Дербент – уездный, с 1846 – губернский город. С 1840-х гг. переживал быстрый экономический подъем, связанный, в частности, с развитием мареноводства (выращивание марены – растения, из которого получали дешевый краситель). Кроме возделывания и переработки марены и мака занятиями жителей Дербента в XIX в. были садоводство, виноградарство и рыбный промысел. В 1898 через Дербент прошла железная дорога Петровск-Порт – Баку. С Дербентом связаны имена писателя-декабриста А.А. Бестужева-Марлинского (разжалованный в рядовые, служил здесь в 1830-34; в старой части города сохранился дом, где он жил), хирурга Н.П. Пирогова (посетил Дербент в 1847), французского писателя А. Дюма-отца (впечатления о Дербенте выразил в путевых заметках «Кавказ от Прометея до Шамиля»). В современном Дербенте действуют завод шлифовальных станков, завод «Электросигнал». Дербент – старинный центр ковроделия. Шерстопрядильные фабрики города снабжают шерстью не только местную ковровую фабрику, но и многие аналогичные предприятия государств Средней Азии и Закавказья. Консервный комбинат (вырабатывает фруктовые, овощные, рыбные и мясные консервы). Дербент широко известен производством высокосортных виноградных вин. В городе работают коньячный комбинат, предприятия пищевой промышленности, по производству стройматериалов. Школа ковроделия. Лезгинский театр имени С. Стальского. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, при котором действуют музеи археологии, культуры и быта древнего Дербента, ковра и народно-прикладного искусства Дагестана, этнографии и быта народов Прикаспия, Боевой славы. На территории цитадели выявлены остатки дворцовых комплексов различных периодов: у восточной стены – албанского времени (античного; небольшие размеры, простая конфигурация, в кладке – камни, украшенные орнаментальной резьбой), сасанидского и арабского времени (монументальные, сложные по планировке; сасанидский дворец – VI-VII вв., около 3000 м2); в северо-западной части, внизу – домонгольского времени (2 комплекса из крупного обработанного камня и обожженного кирпича), вверху – XIV-XVII вв. (2 комплекса из обожженного кирпича и рваного камня); сохранились руины дворцовых сооружений дербентского хана (вторая половина XVIII в.), подземное сооружение «каменный мешок» (погреб или тюрьма для ханских узников), цистерны для воды (начало XVII в.), бани (перестроены в XVII в.), гауптвахта (классицизм, 1828; прямоугольная в плане, одноэтажная, с аркадой перед главным фасадом), крепостные стены Дербента (камень-ракушечник, толщина 2,3-3,8 м, высота до 12-15 м) с башнями и воротами, в том числе ворота Кырхляр-Капы в северной стене (VI-XIII вв.) и Орта-Капы в нижней стене (первоначально – VI в.; неоднократно перестраивались). В верхней, старой части Дербента, примыкающей к цитадели, – типичный мусульманский средневековый город с сетью узких кривых улиц, на которые выходят глухие фасады 1-2-этажных домов, с мечетями, водоразборными фонтанами, банями. В этой части города находятся: комплекс Джума-мечети, состоящей из собственно мечети (VIII в.), медресе (XV-XIX вв.) и трех арочных ворот (XVII-XIX вв.); Кырхляр-мечеть (XVII в.), прямоугольная в плане, над центральной частью – стрельчатый купол; Минарет-мечеть (XVIII в.; частично перестроена в XIX в.) с единственным в Дербенте полуразрушенным минаретом (XIV в.); Чертебе-мечеть (XVIII-XIX вв.) с резными деревянными деталями и столбом, несущим плоские перекрытия и галерею. Близ кладбища Кырхляр (часть северного кладбища Дербента) – бывший Ханский мавзолей (1787/1788, 8-угольное в плане здание со стрельчатым куполом); бани, почти на 2/3 заглубленные в землю, перекрыты сводами и куполами (XVII-XVIII вв.); подземные цистерны (XVII – начало XIX вв.); остатки караван-сарая (XVII-XVIII вв.). В нижней, новой части, регулярно распланированной, сохранились здания XIX – начала XX вв.: железнодорожный вокзал (конец XIX в.), пассаж (крытый рынок), армянский храм (ныне Музей изобразительных искусств; XIX в.). В XX в. Дербент реконструировался (генеральный план 1955). Построено много жилых (микрорайон к северу от основной застройки с многоэтажными домами) и общественных зданий (в том числе кинотеатры «Родина», «Юбилейный»). Памятники: борцам за советскую власть в Дагестане (скульптор Г. Гейбатов, архитектор В. Скугарев); С.М. Кирову (1938, архитектор И. Олейников); воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-45 (1985, С.Я. Ягудаев, С. Хизгилов).
  • 09 мая, 12:05
Дмитриев-Льговский Дмитриев-Льговский, районный центр в Курской области, в 120 км к северо-западу от Курска. Расположен на юго-западной окраине Среднерусской возвышенности, на р. Свапа (бассейн Днепра). Железнодорожная станция на линии Брянск – Льгов. Автомобильная дорога (Москва – Киев). Население 11,2 тыс. человек (1992; 3,4 тыс. в 1897; 4,7 тыс. в 1926). Близ современного города Дмитриев-Льговский существовало село Дмитриевское (ныне сохранилось под названием Старый Город). В 1779 образован уездный город Дмитриев Курского наместничества. В 1784 город переименован в Дмитриев-на-Свапе или Дмитросвапск для отличия от г. Дмитровск Орловской губернии. В конце XIX в. в городе насчитывалось 473 дома, в том числе 6 каменных; были открыты женская прогимназия и уездное училище. Действовали заводы мукомольный, крупорушный, два маслобойных, велась оживленная торговля. На речной пристани отгружались зерно, пенька и лесоматериалы. На территории города велись разработки мела. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 город был оккупирован 8 октября 1941, освобожден 3 марта 1943. Свое современное название Дмитриев-Льговский получил в годы Великой Отечественной войны. В современном Дмитриеве-Льговском: предприятия пищевой промышленности (комбинаты – консервный, маслодельный, мясной); заводы – «Лесхозмаш», пеньковый, обозостроительный. Краеведческий музей. Мемориал с Вечным огнем в память погибших в Великой Отечественной войне 1941-45. В Дмитриеве-Льговском учился писатель Ю.П. Герман.
  • 09 мая, 12:05
Димитровград Димитровград, в Ульяновской области, областного подчинения, районный центр, в 90 км к востоку от Ульяновска. Расположен в Заволжье, в месте впадения р. Большой Черемшан в Мелекесский залив Куйбышевского водохранилища. Железнодорожная станция на линии Ульяновск – Уфа. Узел автодорог (на Ульяновск, Самару, Тольятти). Население 128,9 тыс. человек (1992; 8,5 тыс. в 1897; 18 тыс. в 1926; 32 тыс. в 1939; 51 тыс. в 1959; 106,4 тыс. в 1979). В начале XVIII в.возникла слобода при казенных заводах (закрыты в 1830-х гг.), в 1880-х гг. село Мелекесс Ставропольского уезда Самарской губернии стало посадом. В конце XIX – начале XX вв. в посаде работали мукомольни, пивоваренные заводы и солодовки, маслобойный и чугунолитейный заводы, принадлежавшие купцам Марковым, Крыловым, Бечиным и др. В 1919 Мелекесс получил статус города в составе Самарской губернии, с 1928 – в Средневолжской области, с 1936 – в Куйбышевской области, с 1943 – в Ульяновской области. В 1972 переименован в Димитровград. В современном Димитровграде: заводы – автоагрегатный и химического машиностроения; дерево- обрабатывающий комбинат. Традиционно развита легкая (ПО «Олимп», льнокомбинат, коврово-суконный комбинат и др.) и пищевая (мукомольная, крупяная, мясомолочная) промышленность. Филиал Ульяновского политехнического института. НИИ атомных реакторов. Драматический театр. Краеведческий музей. Выставочный зал.
  • 09 мая, 12:05
Диксон Диксон, поселок, районный центр в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе, в 685 км к северу от Дудинки. Расположен на одноименном скалистом острове и на берегу Енисейского залива Карского моря. Морской порт. Район Диксона – арктическая пустыня с суровым климатом (поселок расположен за Северным полярным кругом, 74°с. ш., на многолетней мерзлоте). Средние температуры января от -25 до -28°C, июля 3-8°C. Осадков около 250 мм в год. Население 4,1 тыс. человек (1991). В XVII-XVIII вв. остров назывался Долгим и Кузькиным (по имени русского помора, открывшего остров в Карском море). В 1875 шведский мореплаватель А.Э. Норденшельд, посетивший остров и бухту, назвал их по имени купца О. Диксона, субсидировавшего его экспедицию. В 1884 остров и бухта получили официальное название Диксон. В 1915 на острове построена первая в Арктике русская радиостанция. В 1934 в связи со строительством порта возник поселок на материке, в 1957 оба поселка административно объединены в один. Порт Диксон находится на Северном морском пути. В Диксоне – аэропорт, Управление территориальной гидрометеорологии, гидрографическая база, комбинат «Диксонстрой», геологоразведочная экспедиция, рыбзавод и др. Картинная галерея. Памятники: исследователю Таймыра Н.А. Бегичеву; норвежскому моряку П. Тессему (участнику экспедиции Р. Амундсена в 1918, погибшему в Арктике); североморцам, погибшим в бою с фашистским линкором «Адмирал Шеер» в 1942.
  • 09 мая, 12:05
Добрянка Добрянка, районный центр в Пермской области, в 91 км к северу от Перми. Расположен на Среднем Урале, пристань на Камском водохранилище, в 6 км от одноименной конечной железнодорожной станции на ветке от линии Пермь – Кизел. Население 36,9 тыс. человек (1992; 21,8 тыс. в 1979). Поселение Добрянка впервые упоминается в 1623. В 1752 в Д. Строгановыми был построен медеплавильный и железоделательный завод (позднее только железоделательный); в связи со строительством Камской ГЭС (1948-56) оборудование завода было вывезено, так как он попал в зону затопления. Город – с 1943. В современной Добрянке: деревообрабатывающий комбинат; заводы – ремонтно-механический, железобетонных конструкций; строится (1992) Пермская ГРЭС. Краеведческий музей. В Добрянке родился врач, один из основоположников гигиены в стране Г.В. Хлопин. В районе – лесозаготовки, добыча нефти и газа.
  • 09 мая, 12:05
Дмитровск-Орловский Дмитровск-Орловский, районный центр в Орловской области, в 91 км к юго-западу от Орла. Расположен на р. Нерусса (бассейн. Днепра), в 32 км от железнодорожной станции Комаричи на линии Брянск – Львов. Население 6,9 тыс. человек (1992; 3 тыс. в 1795; 5,3 тыс. в 1897; 5,0 тыс. в 1926; 6,5 тыс. в 1979). Основан молдавским господарем Дмитрием Кантемиром в 1715 на правом берегу р. Общерица как село Дмитриевское (названо в его честь) на месте бывшего села Горбуново (находилось в центре имения, подаренного Кантемиру Петром I). В 1721 была построена деревянная церковь, в 1726 – каменная церковь и дворец, вокруг которого заложили парк и сад. После смерти Д. Кантемира его сын Антиох Кантемир обнес парк и дворец кирпичной стеной с башнями и бойницами (дворец сгорел в 40-х гг. XIX в.). В 1782 село преобразовано в уездный город Дмитровск Орловского наместничества. К 1889 в городе насчитывалось 89 каменных и 792 деревянных здания, 6 каменных церквей. Действовали 63 кустарных предприятия, главным образом перерабатывавшие сельскохозяйственное сырье (маслобойные, мукомольные, крупорушные, по выделке овчины и др.), а также гончарные (на территории Дмитровского уезда, в селе Боброве, были выходы синих юрских глин); жители торговали пенькой и конопляным маслом. Для благоустройства города большое значение имели находившиеся рядом залежи фосфоритов; фосфоритными плитами были облицованы фундаменты зданий, вымощены улицы и выстланы сточные канавы. В 1929 Дмитровск переименован в Дмитровск-Орловский. В современном Дмитровске-Орловском: фабрика нетканых материалов, пенькозавод, дерево- обрабатывающий комбинат, предприятия пищевой промышленности. В Дмитровске неоднократно бывал композитор Б.С. Калинников.
  • 09 мая, 12:05
Долгопрудный Долгопрудный, в Московской области, областного подчинения, в 20 км к северу от Москвы. Расположен на окраине Мещерской низменности. Железнодорожная станция на линии Москва – Дмитров. Население 70,4 тыс. человек (1992; 8 тыс. в 1939; 25 тыс. в 1959; 53 тыс. в 1970; 63,6 тыс. в 1979). В XVII-XIX вв. на месте Долгопрудного находилась усадьба Виноградово на Долгих прудах (отсюда его название). В XVII в. усадьбой владел Г.Г. Пушкин, затем – его родственники, с 1729 – князь В.В. Долгоруков, с 1758 – А.И. Глебов, с 1790 – Е.И. Бенкендорф. Здесь бывали Вяземские, Голицины, Карамзины, И.А. Крылов и др. В 1905 имение было сожжено крестьянами. В начале XX в. близ Виноградово прошла ветка железной дороги на Савелово. В 1931 возник пристанционный поселок (в 1935-38 – поселок Дирижаблестрой), где были построены первая отечественная опытная дирижаблестроительная верфь, газовый завод, агрохимическая опытная станция и др. В 1957 поселок получил статус города Долгопрудный. В современном Долгопрудном: заводы – машиностроительный, тонкого органического синтеза; фабрика театральных принадлежностей; камнеобрабатывающий комбинат (в том числе кирпичный завод и др.). В Долгопрудном – Московский физико-технический институт, Центральная аэрологическая обсерватория, Агрохимическая опытная станция имени академика Д.Н. Прянишникова. В центре города, в зеленой зоне на западном берегу пруда, – ансамбль бывшей усадьбы Виноградово: 2 дома в стиле неоклассицизма (Старый, 1770-е гг., перестроен после 1911; Новый, 1912); треугольная в плане, завершенная крупной купольной ротондой Владимирская церковь в стиле раннего классицизма (1772-77, приписывается В.И. Баженову или М.Ф. Казакову); регулярный парк XVIII в. с геометрической сеткой липовых аллей и спускающимся к пруду партером. Ныне в черте города находятся также Георгиевская церковь (1774; ранее – в бывшем селе Тарбеево на южной окраине Д.) и окруженная крытыми папертями Спасская церковь (1684; ранее – в бывшем селе Котово-Спасское на северной окраине города). В 1930-х гг. Долгопрудный застраивался в основном 2-этажными домами. В 1950-60-х гг. развивался как конгломерат поселков при промышленных предприятиях и физико-техническом институте; с начала 1970-х гг. ведется строительство 9- и 16-этажных домов. Чтобы подобрать интересное путешествие стоит зайти на туристический портал. Узнав о достопримечательностях разных стран, можно выбрать подходящий тур.
  • 09 мая, 12:05
Дмитров Дмитров, в Московской области, областного подчинения, районный центр, в 65 км к северу от Москвы. Расположен на р. Яхрома (бассейн Волги) и канале имени Москвы, в месте, где р. Яхрома выходит за пределы Клинско-Дмитровской гряды на Приволжскую низменность. Железнодорожная станция на линии Москва – Кимры. Шоссейными дорогами связан с Москвой, Большой Волгой, Талдомом, Клином, Сергиевым Посадом. Порт на канале имени Москвы. Население 65,8 тыс. человек (1992; 4,5 тыс. в 1897; 6,4 тыс. в 1926; 34 тыс. в 1959; 44 тыс. в 1970; 57 тыс. в 1979). Дмитров основан в 1154 князем Юрием Долгоруким на месте древних слав, поселений как форпост Владимиро-Суздальской земли; назван князем по второму (христианскому) имени сына Дмитрия (будущего князя Всеволода Большое Гнездо). В начале XIII в. отошел к Переяславлю, находился в орбите междоусобных войн. В 1301 в Дмитрове прошел княжеский съезд. В первой половине XIV в. Дмитров входил в состав Галицко-Дмитровского княжества. С 1364 – в составе Московского княжества, с конца XIV в. – центр удельного княжества, в середине XV в. отошел к великокняжеским владениям. В XV – первой половине XVI вв. Дмитров – один из крупнейших городов Русского государства, важный торговый центр (основные товары – соль, рыба, хлеб). В 1610 захвачен отрядом Я. Сапеги и разорен. Со второй половины XVII в. начинается экономический подъем Дмитрова, который ко второй половине XVIII в. по хозяйственному развитию вышел на одно из первых мест среди городов Подмосковья (к концу 1770-х гг. действовали 5 кожевенных, 5 солодовенных заводов, 5 мельниц, гончарный завод, изготовлявший печные изразцы; развивалось текстильное производство). С 1781 – уездный город Московской губернии. К началу XIX в. дальнейшее развитие получило возникшее в Дмитрове в последней трети XVIII в. производство лент и позументов, до конца XIX в. наиболее развитой оставалась текстильная промышленность. В 1898 был открыт чугунолитейный завод И.М. Галкина. С открытием в 1900 Савеловской железной дороги (от Москвы до станции Савелово, близ г. Кимры) Дмитров, расположенный на середине пути, приобрел значение важного транзитного пункта. К 1912 крупнейшими предприятиями города были суконная и ткацкая фабрики. Развитию Дмитрова, изменению его функций способствовало строительство канала Москва – Волга (начато в 1932; систематическая навигация с 1937). В городе располагалось Управление строительством, были созданы предприятия по производству стройматериалов и ремонту техники. В современном Дмитрове ведущее место занимает машиностроение, представленное заводами фрезерных станков и экскаваторным. Развиты также легкая промышленность (швейное объединение «Юность» трикотажно-перчаточное объединение и др.) и производство стройматериалов (завод мостовых железобетонных конструкций, домостроительный комбинат). Действуют фабрика офсетной печати, завод алюминиевой консервной ленты. Историко-художественный музей (открыт в 1918 в Успенском соборе; в его организации участвовали П.А. Кропоткин, живший в Д. в 1918-21, и историк М.Н. Тихомиров, работавший научным сотрудником музея). В центре Дмитрова, к юго-востоку от Яхромы, сохранился земляной вал Городища домонгольской эпохи (периметр около 1 км, высота около 15 м). На Городище – монументальный 4-столпный 5-главый Успенский собор (между 1509 и 1533), украшенный уникальными изразцовыми композициями: круглым барельефом с изображением святого Георгия Победоносца (диаметр около 3 м) у южного портала и 2 барельефами с изображением Распятия в закомарах южного и северного фасадов; в интерьере – резной иконостас конца XVII в. с иконами XVI-XVIII вв. К востоку от Городища расположен второй по значению архитектурный комплекс города, ансамбль известного с 1462 Борисоглебского монастыря: 4-столпный одноглавый собор с декоративным поясом в верхней части фасадов и перспективными порталами (около 1537); «Святые ворота» с Никольской церковью (1672-87); ограда с небольшими шатровыми башнями (1685-89). Радиальная структура городской планировки, сложившаяся вокруг Городища, в XVIII в. была в значительной степени заменена типовой, геометрически правильной сеткой кварталов, появились постройки в стиле барокко: Казанская церковь в бывшем селе Подлипичье (1735), Введенская церковь в Заречье (1766; в интерьере – резной иконостас XVIII в.) с многоярусной, увенчанной шпилем колокольней (1786, 1832), оригинальная по композиции 2-этажная 3-светная Троицко-Тихвинская церковь (1794-1801). В конце XVIII-XIX вв. город застраивался зданиями в стиле раннего классицизма (главный дом городской усадьбы Толченовых-Тугариновых в Заречье, 1785; Сретенская церковь, 1814) и ампира (деревянные дома Клятовых, 1822; дом Новоселова, 1842, и др.). Интенсивное жилищное строительство, развернувшееся в 1960-х гг., затронуло и исторический центр города, однако некоторые улицы сохранили свой архитектурный облик и рядовую застройку XIX – начала XX вв. В 1970-х гг. новые жилые микрорайоны возникли на северо-восточных и северных окраинах города. Живописные окрестности Дмитрова принадлежат к числу излюбленных мест отдыха в Подмосковье. Вблизи Дмитрова расположены известные еще в прошлом кустарно-промысловые села Астрецово (производство металлической игрушки), Костино (изделия из стекла), Орудьево (позументный промысел) и др. В 18 км к северу от Дмитрова – поселок Вербилки с Дмитровским фарфоровым заводом (ныне объединение акционеров «Фарфор Вербилок»), основанным в 1766 Ф.Я. Гарднером, с 1891 принадлежал М.С. Кузнецову. С XVIII в. на заводе изготовлялись художественные сервизы (в том числе «орденские» по заказу императорского двора), статуэтки и др., в 1830-40 выпускались изделия из фаянса и опака. В советское время завод реконструирован и расширен. Общая информация | Успенский собор | Борисоглебский монастырь | Усадьба Батюшково | Усадьба Даниловское | Деденево. Спасо-Влахернский монастырь | Луговой. Николо-Пешношский монастырь | Медведева пустынь | Усадьба Ольгово | Перемилово. Вознесенская церковь | Усадьба Подъячево. Усадьба Никольское-Обольяниново | Усадьба Пуриха | Рогачево. Никольский собор | Селевкино. Церковь Рождества Богородицы | Сысоево. Троицкая церковь | Усадьба Храброво | Яхрома. Троицкая церковь
  • 09 мая, 12:05
Домодедово Домодедово, в Московской области, областного подчинения, районный центр, в 37 км к югу от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва – Кашира. Население 56,6 тыс. человек (1992; 27,7 тыс. в 1959; 36 тыс. в 1970; 47 тыс. в 1979). Возник в 1900 как поселок при железнодорожной станции и был назван Домодедовым по близлежащему селу, упоминаемому в 1410 (бывшая царская вотчина). Развивался вдоль Каширского шоссе, между железнодорожной линией и р. Рожайка. В 1947 получил статус города. В современном Домодедове: производство стройматериалов (металлических конструкций, железобетонных изделий, извести, кирпича и др.); машиностроительный завод «Кондиционер»; шерстопрядильная фабрика (основан в 1824). Российский госфонд кинофильмов. В 1970-х гг. построен современный жилой микрорайон Елочки. Близ Домодедова – один из аэропортов Москвы Домодедово. В окрестностях Домодедова сохранились многочисленные памятники архитектуры XVII-XIX вв. В 3 км к северо-западу от Домодедова, в селе Домодедово, – белокаменная Никольская церковь типа «восьмерик на четверике» с декором в стиле европейского барокко (1731-38) и многоярусной колокольней (1845, архитектор Е.Д. Тюрин). В 2 км к западу от Домодедова, в поселке Константинове, – ансамбль бывшей усадьбы Пржевальских: одноэтажный ампирный дом с 6-колонным портиком на парковом фасаде (первая половина XIX в.); Смоленская церковь (1670-е гг., перестроена в 1825-27 в формах ампира); регулярный и пейзажный парки с 8-колонной беседкой. В 4,5 км к западу от Домодедова, в селе Битягово, – оригинальная по композиции «двойная» Воскресенская церковь с Казанским приделом: 2 равновеликих четверика, объединенных общей продольной трапезной (1670-71). В 7 км к юго-западу от Домодедова, в селе Одинцово, – ансамбль бывшей усадьбы Архангельское: ротондальная церковь Михаила Архангела в стиле классицизма с 4 тосканскими портиками на фасадах (1800); усадебный дом С.И. Морозова в стиле модерн (1892); парк. В 6 км к юго-востоку от Домодедова, в селе Буняково, – белокаменная, завершенная купольной ротондой Покровская церковь в стиле классицизма (1809). Если отпуск невелик, то лучше не тратить время на дорогу до курорта, а поселиться в домах отдыха Подмосковья с детьми. Современные подмосковные пансионаты характеризуются высоким уровнем сервиса и развитой инфраструктурой. Общая информация | Битягово. Церковь Воскресения Господня | Добрыниха. Община «Отрада и утешение» | Долматово. Знаменская церковь | Колычево. Храм Воскресения Христова | Усадьба Константиново | Усадьба Кузьминское | Усадьба Ляхово | Мещерино. Усадьба Дугино | Растуново. Церковь Иверской иконы Божией Матери | Серафимо-Знаменский скит | Усадьба Щеглятьево. Владимирская церковь
  • 09 мая, 12:05
Долинск Долинск, в Сахалинской области, областного подчинения, районный центр, в 43 км к северу от Южно-Сахалинска. Расположен на восточном побережье о. Сахалин. Железнодорожная станция на линии Корсаков – Александровск-Сахалинский. Автомобильная дорога (Южно-Сахалинск – Александровск- Сахалинский). Население 15,9 тыс. человек (1992; 15 тыс. в 1959; 15 тыс. в 1979). Основан в 1884 как село Галкино-Врасское. Согласно Портсмутскому мирному договору 1905, завершившему русско-японскую войну 1904-05, поселок вместе с южной частью острова Сахалин (до 50-й параллели) отошел к Японии, с 1945 – в России. До 1946 назывался Отиай. С 1946 – город Долинск. В современном Долинске: целлюлозно-бумажный комбинат, механический завод; лесхоз (с дендрарием). В районе Долинска – добыча угля (в поселке Быков), рыбная промышленность и производство стройматериалов. Близ Долинска – одно из живописнейших мест Сахалина озеро Лебяжье (резерват водоплавающей птицы).
  • 09 мая, 12:05
Донской Донской, в Тульской области, областного подчинения, в 66 км к юго-востоку от Тулы. Расположен в верховьях р. Дон, в пределах Подмосковного угольного бассейна. Железнодорожная станция (Бобрик-Донской) на линии Тула – Ряжск. Население 36,0 тыс. человек (1992; 35,8 тыс. в 1979). Донскому горсовету подчинены поселки городского типа: Задонье, Комсомольский, Новоугольный, Подлесный, Руднев, Шахтерский. Известен со второй половины XVIII в. как село Бобрики, принадлежавшее графам Бобринским. В 1881 близ него открыто месторождение бурых углей; к 1883 сооружены шахта и 2 штольни, вокруг которых сложился горняцкий поселок. С 1929 – поселок Донской, с 1939 – город. В современном Донском: механический и деревообрабатывающий заводы, домостроительный комбинат, мебельная, обувная, кожгалантерейная фабрики. Музей Подмосковного угольного бассейна. Планетарий. Центральная часть города состоит из жилых массивов, сложившихся вокруг шахт в 1950-60-е гг. В районе – добыча угля. В 3 км от Донского, в поселке Бобрик-Гора, – Дом отдыха (в бывшем родовом имении графов Бобринских; сохранились Спасская церковь, 1778, архитектор И.Е. Старов, и усыпальница графов Бобринских, архитектор В. Милинский).
  • 09 мая, 12:05
Дубна Дубна, в Московской области, областного подчинения, в 115 км к северу от Москвы. Расположен на Волге, недалеко от впадения в нее р. Дубна. На территории города 2 железнодорожные станции – Дубна и Большая Волга (на ветке от станции Вербилки на линии Москва – Калязин). У Дубны начинается канал имени Москвы (пристань Большая Волга). Население 67,4 тыс. человек (1992; 12 тыс. в 1959; 44 тыс. в 1970; 55 тыс. в 1979). Основан в 1956 в связи со строительством Объединенного института ядерных исследований; здесь был построен крупнейший в то время синхрофазотрон (мощность 10 млрд. электрон-вольт). В 1957 в городскую черту включены близлежащие населенные пункты: Большая Волга, Александровка, Козляки, Новоиваньково, Ратмино, Юркино. В 1960 в черту Дубны вошел г.Иваньково, возникший в связи со строительством Иваньковского гидроузла с гидроэлектростанцией на Волге. Современная Дубна – центр фундаментальных исследований в области физики элементарных частиц и ядерной физики. В городе – филиал Московского института радиотехники, электроники и автоматики, филиал НИИ ядерной физики МГУ имени М.В. Ломоносова. Дубна находится в лесопарковой зоне; в архитектуре города производственные здания сочетаются с жилой типовой застройкой. Три городских района (Институтский, Левобережный и Большеволжский) объединяет автомагистраль вдоль Волги, которая является осью планировочной структуры. В 6 км от Дубны Иваньковская ГЭС.
  • 09 мая, 12:05
Дрезна Дрезна, в Орехово-Зуевском районе Московской области, в 83 км к востоку от Москвы и в 10 км к юго-западу от Орехово-Зуева. Расположен на безлесной низменной равнине, на одноименной реке (правый приток Клязьмы), окаймляющей с запада территорию города. Железнодорожная станция на линии Москва – Нижний Новгород. Население 13 тыс. человек (1992; 7,9 тыс. в 1926; 11,3 тыс. в 1939; 11,5 тыс. в 1959; 12,5 тыс. в 1979). Возник в 1897-98 близ одноименной железнодорожной станции (открыта в 1869) как рабочий поселок при ткацко-прядильной фабрике Зиминых (сохранились здание фабрики и кирпичные многоэтажные рабочие казармы конца XIX в.). Город – с 1940. Современная Дрезна – одноотраслевой промышленный центр (прядильно-ткацкая фабрика). Город имеет тесные производственные связи с г. Орехово-Зуево. На окраине города – крупный тепличный комбинат совхоза «Орехово-Зуево». С середины XX в. город застраивался преимущественно 5-этажными домами, в переоборудованных старинных казармах размещены учебные и торговые учреждения. Жилье в Подмосковье По запросу купить квартиру Дрезна множество сайтов предлагают подходящие объявления. Наиболее традиционным для россиян является давно знакомый им по газетным киоскам бренд "Из рук в руки". Объявления в Интернете появляются раньше, чем в газете, поэтому многие сегодня именно там ищут свежие предложения.
  • 09 мая, 12:05

Блог Хабаровска

• Хабаровские блоги и интернет-журнал событий, онлайн-дневник города.
23.09.2020, Пробки
Мы в соцсетях
Последние новости