Сайт ХабаровскаХабаровск 🔍
🕛

Игорь Протасов: «Скажу от души: футбол – это наша жизнь, весь её смысл…»

Интервью директора ЦПЮФ \"СКА-Энергии\" журналу \"PRO Футбол\", Интервью директора ЦПЮФ \"СКА-Энергии\" журналу \"PRO Футбол\" - Игорь Олегович, на
Интервью директора ЦПЮФ "СКА-Энергии" журналу "PRO Футбол"
Игорь Протасов: «Скажу от души: футбол – это наша жизнь, весь её смысл…»

- Игорь Олегович, на дворе – сентябрь, а значит – подошло время нового набора детей в футбольную ДЮСШ, которую Вы имеете честь возглавлять. Расскажите, пожалуйста, каковы планы руководства нашей футбольной школы на грядущий учебный год…
- Сентябрь – действительно, время начала учёбы, и, как и в любой обычной общеобразовательной школе, у нас, в Центре футбольной подготовки, в это время так же начинается учебный процесс. Сегодня мы вновь производим набор новых, перспективных детишек 2007-го года рождения. По традиции начинаем работать с первоклассниками, однако тренеры, которые набирают группы, попутно просматривают и ребят-шестилеток, мальчиков 2008-го года рождения..
- Чем Вы руководствуетесь в процессе принятия подобного решения? Не идёт ли оно в разрез общепринятым требованиям? Не рановато ли детям в столь юном возрасте начинать строить себе спортивную карьеру?
- Здесь нет никаких нарушений запретов. Немалое количество детей этого возраста уже достаточно физически развиты, с хорошими двигательными навыками – настоящие акселераты, и потому, на усмотрение тренера мы можем принимать в группы учащихся мальчишек на год младше. Такие вещи у нас обычно практикуются, когда на ряду с семилетними, мы образуем достаточно обширную группу из детей шестилетнего возраста. Однако должен заметить, что все эти дети обязательно хорошо подготовлены и действительно способны составить конкуренцию своим старшим на год товарищам.
В течение трёх лет наши тренеры совершают набор в группы начальной подготовки. Хочу ещё раз особо подчеркнуть – не ОТБОР, а НАБОР… Это две совершенно разные вещи.
- Объясните, в чём существенная разница между этими двумя понятиями?
- Это значит только то, что мы изначально никому не отказываем в приёме, никого никуда не отсеиваем, но начиная с первого года обучения наши тренеры два раза в год проводят некое стандартное тестирование своих подопечных, проверяя их навыки по различным критериям – физической подготовке, координационной, технической – по работе с мячом, причём, необязательно ногами – просто координационные упражнения. Бросок, ловля мяча – как ребёнок это делает, с какой силой, как у него развита координация… В этом периоде подготовки чересчур увлекаться специализацией не просто не рекомендуется, но и в принципе не нужно, потому что для ребёнка в этом возрасте самое главное – игра. Общение с мячом, общение со своими сверстниками, чтобы у маленького футболиста накапливалось позитивное отношение к игре, к тому, чем он занимается.
- Существуют ли у вас какие-то специальные методики подготовки юных футболистов? Используете ли вы при обучении своих подопечных опыт каких-либо известных зарубежных клубов?
- Да, в своей работе мы обязательно стараемся использовать отдельные перспективные наработки как наших, так и зарубежных коллег. Развитие футбола идёт семимильными шагами, и нам необходимо постоянно держать руку на пульсе, быть в курсе всех последних веяний. Так, например, в этом возрасте желательно, чтобы любая детская группа, играющая даже между собой, не составляла большое количество детей. В пределах трёх-пяти человек – в формате «пять на пять», или «четыре на четыре». Ведь чем больше контакт с мячом ребёнка, тем лучше. Согласитесь, одно дело играть семь на семь, десять на десять, когда до мальчишки мяч может доходить один раз в полчаса, и совсем другое, когда каждый из той же тройки, четвёрки игроков постоянно задействован, практически не выпадая из игры. Это известная методика, взятая в своё время на вооружение немцами, когда у них начались заметные спады в большом футболе. Сегодня мы тоже активно используем их наработки, стараемся почерпнуть из них самое интересное и нужное.
- Для того, чтобы использовать подобные методики, нужен, судя по всему, весьма приличный по составу тренерский штаб. Расскажите, пожалуйста, как в Вашей школе решается кадровый вопрос с футбольными наставниками? Достаточно ли квалифицированных специалистов? Не испытываете ли вы в этом отношении кадрового «голода»?
- Есть, к сожалению, такая проблема. Детей, желающих у нас заниматься, приходит много, а наш тренерский состав соответствует штатному расписанию – на одну группу приходится только один тренер. Работать наставникам достаточно тяжело. Последние два года мы, с одобрения Генерального директора и по согласованию с тренерским коллективом, применяем практику привлечения на работу студентов, обучающихся на втором-третьем курсах вузов, проходящих обучение по спортивной специализации в педуниверситете или академии физической культуры. Берём ребят на ставку «тренер-стажёр», они получают за свою работу совсем не великие по нынешним временам деньги, но помогая тренерам, они и сами в процессе работы с детьми набираются хорошего опыта. А за счёт того, что у нас в младших группах, таким образом, присутствуют уже не один, а двое наставников, мы получаем возможность существенно снизить нагрузку на каждого из них, доводя состав группы до оптимальны х12-15 человек. Мы готовы были бы привлекать к работе и большее количество студентов, но пока что особого рвения и желания практиковаться я у современных молодых людей, к сожалению, не вижу...
- Игорь Олегович, нередко приходится слышать вопрос: обучение детей в нашей ДЮСШ проводится на какой-то платной основе? Или всё же футбольная школа готовит малышей бесплатно?
- Всё обучение у нас проводится бесплатно. Но это ни в коей мере не должно расхолаживать родителей наших юных питомцев. С их стороны тоже должна осуществляться какая-то обратная связь, они так же должны проявлять заинтересованность в обучении, развитии и совершенствовании своего ребёнка. Мы активно практикуем и применяем в процессе обучения тестовую систему. Это как в обычной школе, где проводятся какие-то контрольные работы – по русскому языку, по математике, по каким-то иным предметам. И родители наших подопечных должны знать, что на каком-то этапе его ребёнок должен будет показать приобретённые им умения и навыки, которые он получил. Это в какой-то мере дисциплинирует родителей, лишний раз стимулирует их покупать ребёнку мяч, заставлять выходить его на улицу, общаться со сверстниками, играть с ними, и в этих играх нарабатывать необходимые игровые навыки. Полагаю, Вы согласитесь со мной – раньше все эти навыки нарабатывались во дворах – на коробках и дворовых футбольных площадках, где все мы проводили время с утра до вечера. Но сейчас другие времена, интересов у детей стало неизмеримо больше, они стали гораздо менее подвижными, больше времени просиживают у домашних компьютеров, и отсутствие у них элементарных навыков движения становится последнее время очень большой проблемой. Самая настоящая, ярко выраженная гиподинамия, возникшая на фоне неумения и нежелания двигаться, вести хоть сколько-нибудь активный образ жизни.
- И всё-таки, возвращаясь к озвученной Вами системе тестов… Скажите, с какой целью всё же они применяются, что помогают выявлять, какую практическую пользу приносят наставникам ребят?
- С помощью проводимых тестов тренеры выявляют у своих подопечных положительные тенденции, появившиеся в процессе тренировок и обучения ребёнка. Они помогают определить и задать нужный вектор новому этапу подготовки, подсказывают тренеру, на что нужно будет обратить своё первоочередное внимание на дальнейших стадиях обучения. Кому-то, положим, на игровую, кому-то - на мыслительную деятельность, кто-то нуждается в правильной постановке техники бега, а кому-то нужно больше уделить внимания на координацию… К каждому ребёнку требуется своё, сугубо индивидуальный подход…
- Скажите, а какие требования предъявляются к тренерскому персоналу ДЮСШ, какой квалификацией обязаны обладать наставники Ваших подопечных?
- Каждый наш тренер постоянно работает над собой, совершенствуя своё мастерство и повышая свою квалификацию. Все они раз в три года проходят обучение, получают лицензию категории «С», которая даёт им право работать в нашей школе. Вообще, по своему статусу, мы не являемся общественной школой. Мы являемся Центром подготовки при команде мастеров, то есть наша окончательная задача – подготовить на выходе хотя бы одного-двух игроков, которые смогли бы заключить контракт с командой мастеров. Это не обязательно сразу должен быть клуб, скажем, первой лиги. Это может быть команда и второго, и даже третьего дивизиона. В этом смысле показателен пример того же Васи Плётина – заключил контракт с комсомольской «Сменой», два сезона отыграл там, набрался опыта, и сегодня – является практически готовым игроком основного состава. Вот к чему мы, по большому счёту, сегодня стремимся. Ещё раз хочу подчеркнуть, что мы - не школа «первой ступени», куда собирают всех подряд, не дворовый подростковый клуб, что были раньше – «Сигнал», «Вымпел» или «Орлёнок», куда брали всех подряд и где все тренировались… У нас именно – Школа при команде мастеров, которая целенаправленно занимается подготовкой профессиональных футболистов, нашего подрастающего резерва.
- Игорь Олегович, скажите, а вообще число желающих поступить в ДЮСШ – намного больше, чем позволяют возможности школы?
- На данный момент наш набор 2007 года уже достиг четырёх десятков человек. Повторяю – пока мы берём всех, но, опять же, проводим тестирования, беседуем с родителями, и если их ребёнок на данный момент откровенно слаб, мы предлагаем им попробовать сменить специализацию, попытаться определить своё чадо в какой-нибудь другой вид спорта, Если у ребёнка недостаточная координация, рекомендуем позаниматься акробатикой, не хватает гибкости – попробовать себя в гимнастике, недостаёт скорости – уделить внимание лёгкой атлетике, и так далее. Затем всегда можно вернуться обратно. Поймите, заниматься отдельно, той же акробатикой, да ещё и индивидуально, футбольный тренер не может – у него есть свой план подготовки, своей работы, и этот план – всеобъемлющ. Есть комплексная подготовка, и сосредотачиваться на ком-то, кто нуждается в индивидуальных занятиях подобного плана - нереально, ведь мы же, всё-таки, как ни крути – футбольная школа. Развитие всех необходимых качеств мы производим в комплексе.
- Какие рекомендации Вы можете дать родителям, чьи дети по какой-то причине на способны оказались «прижиться» в футболе?
- Ещё раз постараемся убедить родителей не зацикливаться в таком возрасте на одном футболе, а дать ребёнку возможность позаниматься другими видами спорта. Походили на футбол, тренер говорит вам, что у мальчишки пока не получается – отведите его на акробатику, может быть это – его, и он сумеет добиться там высоких достижений. Отдайте его на теннис, на лёгкую атлетику, на волейбол, в баскетбол – где-то ребёнок себя в любом случае найдёт, к чему-то проявит способности, сможет реализовать свои задатки. Главное при этом, чтобы он рос и был здоровым, вырастая гармонично развитой личностью…
- Игорь Олегович, скажите – если судить объективно… Интерес родителей к футболу, к тому, чтобы их дети занимались футболом - в последнее время растёт? Или, может быть, наоборот – имеет тенденцию к снижению?
- Отвечу предельно кратко… Он растёт только потому, что у нас на данный момент футбол остался единственным видом спорта, куда дети приходят и занимаются бесплатно. Не хочу утверждать категорично, но насколько я знаю, это действительно так.
- То есть, по Вашему, это является одним из главных стимулирующих факторов?
- Я считаю, что это во многом играет определяющую роль. Может быть, и не основную, но во всяком случае, отнюдь не самую последнюю…
- Скажите, а много ли иногородних родителей, желающих отдать детей в нашу футбольную школу?
- Иногородние, это, как правило, или дети военнослужащих, которые перевелись по службе в Хабаровск. Есть теперь и ещё одна категория – беженцы с Украины…
- Вот, пожалуйста, поподробнее о беженцах… Тема на сегодняшний день весьма актуальная, в свете событий, происходящих сегодня на Украине…
- Что ж, скажу так: нас тоже не обошли стороной события на Украине… У нас в школе уже есть один мальчик беженец. По амплуа он вратарь. Мальчишка очень неплохой, занимался в одном из западно-украинских клубов. У его отца был какой-то бизнес на Украине, но из-за войны и начавшихся гонений они вынуждены были перебраться сюда, на Дальний Восток. Ещё есть немало детей из интернациональных семей, например, где папа, скажем, японец, а мама – русская… Некоторые не живут здесь постоянно, а приезжают, положим, погостить на лето. Вот совсем недавно у нас два брата-близнеца занимались… Мы никому не отказываем, берём ребятишек, они занимаются, но, опять же, тут многое зависит от уровня подготовки таких детей…
- А часто бывает так, что родители специально приезжают к нам из других городов и посёлков нашего края, скажем, из тех же Вяземского, Бикина или, допустим, Советской Гавани, и просят принять их ребёнка на обучение в Вашу футбольную школу?
- Знаете, в чём тут проблема? Возможно, они и рады были бы привезти к нам своих мальчишек из Вяземского или того же Хора… Но у нас попросту нет никакой возможности их здесь содержать. Нужен интернат, где дети могли бы жить, питаться, получать общее образование, серьёзно, ни о чём не заботясь, заниматься футболом… Ничего этого мы пока обеспечить не можем. Есть у нас ещё различного рода сложности, и потому об интернате разговор пока даже в принципе не идёт…
- Давайте поговорим о трудностях и сложностях. Есть какие-то вопросы, требующие сегодня первоочередного решения? Может быть, что-то можно решить на местном уровне, а для чего-то требуется вмешательство краевых властей?
- Ну, разумеется, такие вопросы есть… Нам под школу, под наше структурное подразделение были выделены определённые площади – теперь в помещениях на южной трибуне у нас есть четыре раздевалки, есть тренерская… Казалось бы, чем не повод для радости? Но там большие проблемы, связанные с ремонтом, и в первую очередь это касается именно раздевалок – их электрификации, приведении их в божеский вид. Ведь там всё осталось в том первозданном виде с 1981 года, со времён сдачи стадиона к чемпионату мира по хоккею, матчи которого проводились тогда на арене стадиона имени Ленина, иначе говоря – со времён Царя-Гороха… Всё находится сегодня в очень неприглядно, можно сказать - плачевном состоянии. Мы, со своей стороны, пытаемся что-то сделать, решить вопросы с арендодателями из «Недвижимости», заваливаем их письмами о неудовлетворительном состоянии электропитания, канализации, о том, что в раздевалках нет нормальных душевых, в плачевном состоянии находятся туалетные комнаты…
- И каковы же, позвольте узнать, плоды этой Вашей переписки?
- Пока же всё ограничивается тем, что в ответ на наши жалобы нам предлагают купить на клубные деньги все необходимые материалы (вот у меня в руках целый список того, что необходимо приобрести только для восстановления электропроводки – кабели всех мастей, выключатели, розетки), а арендодатели, дескать, проведут всю необходимую замену электросети. Но и этого они сейчас сделать не смогут, потому как, по их же словам, при том состоянии, в каком сейчас находятся раздевалки (а там все помещения до сих пор обиты деревом, все отделочные работы были выполнены старыми стройматериалами) производить какие-либо работы бессмысленно из-за высокой пожарной опасности и вероятности возникновения пожара во время проведения ремонтных работ. То есть, нам, опять же своими силами, предлагается всё сломать, привести помещения в божеский вид, приобрести всё необходимое и только после этого ожидать от «Недвижимости» каких-то ответных действий. Однако, ввиду того, что в нынешнем сезоне финансирование нашего клуба сократилось фактически на треть, в той же пропорции, соответственно, сократилось и финансирование нашей футбольной школы, и потому на данный момент по этой статье расходов средств нам практически не выделяется. Очень уж сложно с финансами сегодня…
- И, тем не менее, несмотря на все сложности, на проблемы с финансированием, школа продолжает работать, продолжает готовить воспитанников, что, собственно, и является её главной задачей… И отдачу – даёт.
- Да, Вы правы, несмотря ни на что, мы в обязательном порядке участвуем во всех региональных турнирах, без единого пропуска. Подобным могут похвастаться, разве что, лишь куда более благополучные в финансовом плане Владивосток, Якутск, ну и, пожалуй, с некоторыми оговорками, Южно-Сахалинск. Так, на базе нашей команды 1997-го года рождения была создана сборная, ездившая на всероссийские соревнования. Та же самая картина с командой мальчишек 1998-го года, а сейчас на турнир едет сборная, созданная на базе нашей команды 1999-го… Одним словом, наши старшие мальчишки, юноши и игроки дубля котируются сегодня достаточно высоко, находятся на лидирующих позициях, и каждый год по 2-3 человека уходят в профессиональные клубы. Это по любым меркам считается достаточно неплохим результатом… Единственная в этом отношении серьёзная проблема – это то, что родители самых перспективных и талантливых мальчишек зачастую увозят их на запад. Но с этим, к сожалению, мы ничего не можем поделать, ибо общая тенденция оттока населения с Дальнего Востока – налицо…
- И все эти результаты, все эти показатели, всё это, выходит, достигается, по большому счёту, не «благодаря», а «вопреки»…
- Да уж, пожалуй, можно сказать и так… Некоторые решения людей, ответственных за спорт, вообще слабо поддаются логике. Чего, опять же, далеко ходить – была же у нас школа подготовки юных футболистов, где было административное здание, два искусственных поля, две «коробки», автобусы. В нашем ведении находился ещё и спортзал стадиона «Авангард»… А получилось в итоге почему-то так, что был Центр, затем этот Центр сделали отделением краевой СДЮШОР, а потом… Мы стали структурным подразделением при клубе, но уже без автобусов, без полей и без административного здания. Ну, не могу я понять логику… Существует Центр подготовки по хоккею с мячом… Есть Центр подготовки по хоккею с шайбой, базирующийся в «Платинум-Арене». Вступил в действие Центр развития волейбола… А Центра развития футбола больше нет. А ведь он был, и был организован самым первым, а теперь, образно говоря, осталась армия без оружия и без сапог… Хотя то, что было раньше Центром, оно есть, оно ведь никуда не делось. Вот только к нам сегодня всё это уже никакого отношения не имеет… У нас осталось одно-единственное запасное поле, где сейчас тренируется и основная команда, и школа, и «дубль», который там же проводит все домашние матчи. Да ещё и арендаторы в очередь стоят, причём многие получают игровое время на бесплатной основе… Говорить об этом можно долго… Ну да поставленных задач с нас никто не снимал, продолжаем работать и готовить молодые кадры. Верю, что наши усилия не будут затрачены даром, и у нас ещё не раз найдётся подходящий повод гордиться нашими воспитанниками…
- Спасибо Вам, Игорь Олегович, за откровенное и содержательное интервью. Хочется пожелать всем, кто растит наши молодые кадры, стойкости и присутствия духа в эти нелёгкие для хабаровского футбола времена. Я знаю, что ни Вас, ни остальных сотрудников трудности не заставят безвольно опустить руки…
- Я хочу сказать, и пусть все знают, что мои слова сейчас идут от души… Когда где-то возникают проблемы с финансами, с выплатами и невыплатами зарплат, обычно принято взывать к сознательности, произносить громкие слова о чувстве долга, о патриотизме… У нас и в клубе, и в школе работают настоящие патриоты, истинные энтузиасты своего дела, люди, беззаветно преданные футболу. Этим людям не нужны громкие слова и пламенные лозунги – они и без того не представляют себе жизни вне футбола, вне своей любимой работы. Ибо футбол – это наша жизнь, весь её смысл…
Беседу провёл Юрий Собещук

Также по теме:
Хабаровские блоги и интернет-журнал событий, онлайн-дневник города.